Цитаты из русской классики со словосочетанием «нравственная оценка»
Остается необъясненным, каким образом материальная реальность переходит в реальность интеллектуального и духовного порядка, каким образом экономика может перейти в познание или
нравственную оценку.
К. Леонтьев гораздо вернее понимал действительность, чем славянофилы, имел более острый взгляд, но славянофилы безмерно выше и правее его по своим
нравственным оценкам и по своему идеалу.
Другое дело, если б он рассказал самую подноготную выжимательного процесса; но ведь и то сказать: еще вопрос, понимал ли он сам, что тут существует какая-то подноготная и что она может быть подвергаема
нравственной оценке.
Социальные влияния и внушения искажают религиозные верования,
нравственные оценки, самое познание человека.
Страх искажает все
нравственные оценки и извращает все нравственные действия.
Властителями дум интеллигенции 70-х годов были П. Лавров и Н. Михайловский, защитники так называемой субъективной социологии, т. е. точки зрения, которая признает необходимым для социологии производить
нравственную оценку социальных явлений.
Монах может двадцать лет сидеть в затворе, может весь отдаться аскетическим упражнениям, молиться большую часть дня и тем не менее находиться в ужасном обскурантизме ума, обскурантизме
нравственных оценок социальной жизни, в нем может быть очень слабая степень гуманизации.
Революционная мораль не знает личности как основы всех
нравственных оценок и суждений.
Я думаю, что такая исключительно
нравственная оценка войны ложна и в конце концов безнравственна.
В этюдах «Герои и толпа» и «Патологическая магия» он употребляет метод психологического вживания, что нужно решительно отличать от
нравственных оценок социальных явлений.
Евангелие производит полный переворот в
нравственных оценках, все размеры которого мы не ощущаем, потому что слишком привыкли к нему и слишком приспособили его к обыденным нуждам.
Это предполагает очень существенное изменение
нравственных оценок и актов.
Прежде всего
нравственная оценка и нравственный акт должны исходить от конкретной, единичной личности и быть индивидуальными и неповторимыми в своей индивидуальности нравственными актами и оценками.
В фанатике почти совершенно исчезает свобода совести, способность к чистым и первородным
нравственным оценкам, хотя фанатик бывает человеком чистым, идейным, верующим, бескорыстным, часто совершенно аскетическим.
И нужно освободиться от аффекта страха, чтобы совесть совершала
нравственные оценки и акты.
Это есть этика творческой оригинальности, т. е. глубины, изначальности в
нравственных оценках и действиях.
Мы видели уже, как велик переворот, совершенный Евангелием в
нравственных оценках.
А это значит, что в основе
нравственной оценки и нравственного акта лежит грехопадение, потеря первоначальной райской цельности, невозможность непосредственно, без рефлексии и различения, вкушать от древа жизни.
Общество само требует
нравственной оценки и предполагает различие добра и зла, не из общества почерпнутое.
Повышение энергии жизни, качественное и количественное, творческий подъем энергии есть один из критериев
нравственной оценки.
Сама нравственная жизнь,
нравственные оценки и деяния носят творческий характер.
Тут личное нравственное сознание еще не пробудилось, тут все
нравственные оценки и акты носят неличный, родовой, полковой, сословный характер, и все достоинство этих оценок и актов определяется степенью их безличности.
Прямолинейный абсолютизм в
нравственных оценках и действиях ложен уже потому, что он забывает о существовании мировой среды, в которой находится человек, он хотел бы действовать так, как будто существует только нравственный закон и норма, но не существует мира.
Нравственные оценки и нравственные акты основаны на нравственном и духовном опыте.
Общество подлежит
нравственной оценке, но оно не может быть источником нравственной оценки.
При этом сам Маркс произносит
нравственные оценки и суд.
Социализация этики означает тиранию общества и общественного мнения над духовной жизнью личности и над свободой ее
нравственной оценки.
Нравственное различение,
нравственная оценка и нравственный акт, которые совершаются лишь под влиянием страха и в аффекте страха, не могут иметь нравственного значения и быть выражением духовности человека.
В этом огне сгорают все старые привычные
нравственные оценки и образуются новые.
Этика закона и значит прежде всего, что субъектом
нравственной оценки является общество, а не личность, что общество устанавливает нравственные запреты, табу, законы и нормы, которым личность должна повиноваться под страхом нравственного отлучения и кары.
Нравственная оценка человека определяется не по тому, что он есть, а по тому, что у него есть.
Нравственная жизнь всегда предполагает свободу,
нравственная оценка всегда стоит перед свободой.
Искупление означает революционный переворот в
нравственных оценках, переоценку всех ценностей.
Она действует в мире, в темной греховной среде, и все ее
нравственные оценки и действия усложнены многообразием и относительностью мировой жизни и представляют затруднения для совести.
Человек, совершающий
нравственные оценки или акты под влиянием страха временных или вечных мук, совсем не совершает чисто нравственных оценок и актов.
Неточные совпадения
Воля к победе должна быть поставлена в зависимость от наших творческих исторических задач, а не от наших отрицательных
оценок нравственных свойств немцев.
Ложь коллективизма заключается в том, что он переносит
нравственный экзистенциальный центр, совесть человека и его способность к суждениям и
оценкам из глубины человеческой личности в quasiреальность, стоящую над человеком.
Но глубина его
нравственной природы внушала ему очень верные и чистые жизненные
оценки.
Принужденные иметь такую мерку для
оценки нравственного достоинства людей среди нашего общества, мы должны быть очень довольны, когда видим хоть возможность появления в крестьянском сословии таких личностей, как Катерина.
Этика не есть кодификация традиционных
нравственных норм и
оценок.
Кто испытывает страх перед традиционными
нравственными понятиями и
оценками, всегда имеющими социальный источник, тот не способен к этическому познанию, ибо этическое познание есть
нравственное творчество.
Социальная этика делает невозможным первородный и девственный
нравственный акт и
оценку.
Когда Вестермарк говорит, что
нравственные эмоции возникли из ressentiment, он высказывает интересную социально-психологическую мысль, которая находит себе подтверждение в современной психопатологии, но это не имеет никакого отношения к проблеме добра и зла, возникновению
нравственного различения и
оценки.
И
нравственная жизнь человека и ныне еще раздирается между
нравственными понятиями и
оценками, образовавшимися, когда господствовал род и был субъектом
нравственной жизни, и
нравственными понятиями и
оценками, образовавшимися, когда поднялась личность и стала субъектом
нравственной жизни.
Замечательно, что абсолютное и совершенное осуществление добра сделает его ненужным и приведет к совершенному забвению
нравственных различений и
оценок.
В
нравственном различении,
оценке, суждении и суде есть элемент трансформированной первобытной мести.
Самый факт
нравственной жизни с ее различениями и
оценками предполагает свободу.
Социальная этика XIX и XX веков, которая в жизни общества видит источник
нравственных различений и
оценок и утверждает социальный характер добра и зла, совершенно явно вращается в порочном кругу.
Философская этика в отличие от социологии изучает не нравы, не
нравственные мнения и обычаи, но само добро и зло, самые первоначальные
оценки и ценности.
Носителем
нравственного закона и
оценки является род, а не личность.
Нравственный акт и
оценка личности окутаны социальными наслоениями групп, семейств, классов, партий, направлений, верований, предвзятых идей, и до свободного и чистого
нравственного суждения тут невозможно добраться.
Это не значит, что для того, чтобы
нравственное суждение было правдивым, свободным и первородным, личность должна себя изолировать от всех социальных, сверхличных образований и целостей, от своей семьи, своего народа, своей церкви и т. д., но это значит, что личность должна в первородном акте своей совести отделить правду от лжи в
оценках давящих ее социальных группировок.
Не возникает вопроса о личной вине, потому что личность не является
нравственным субъектом и не ей принадлежит суждение и
оценка.
Ассоциации к слову «нравственный»
Ассоциации к слову «оценка»
Синонимы к словосочетанию «нравственная оценка»
Предложения со словосочетанием «нравственная оценка»
- Следовательно, трактовка природы и назначения торговли определяют критерии нравственной оценки хозяйственного поведения торговца.
- Поэтому подлежит нравственной оценке и освобождение крестьян, и институт земских начальников, и фиксация земского обложения, и городская реформа, и цензурный и университетский уставы.
- Дисциплина в полёте – это работа мысли, свобода выбора, нравственная оценка последствий своих действий, оснований к риску, своих возможностей и коллег в полёте.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «нравственный»
Сочетаемость слова «оценка»
Значение слова «нравственный»
НРА́ВСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна, -венно. 1. только полн. ф. Относящийся к нормам поведения человека в обществе. Нравственные правила. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НРАВСТВЕННЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «нравственный»
- Верное изображение нравственного безобразия могущественнее всех выходок против него.
- Для нас нет большего несчастия, как, взяв на себя нравственную ответственность в счастии женщины, растерзать ее сердце, хотя бы и невольно.
- Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно